Финансовый мониторинг

Народный рейтинг брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Лучший брокер за этот год! Надежность и честность гарантируется!

  • ФинМакс
    ФинМакс

    3е место за большое количество торговых инструментов!

Что проверяет Росфинмониторинг? И за что штрафует

Прошел практически год, как Росфинмониторинг получил право запрашивать любую информацию о движении средств по счетам организаций, предпринамателей и даже блокировать счета. В связи с данным расширением полномочий Росфинмониторинга, все чаще приходится слышать о проверках, проводимых данной службой. В данном материале выясним: кто подпадает под проверку, по каким сделкам необходимо представить информацию в Росфинмониторинг? Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства в области легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем?

Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08 мая 2009г.№103 утверждены рекомендации по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок.

Критерии разработаны с целью создания единого эффективного механизма, который позволит определенным лицам противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

К определенным лицам, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» относятся:

  • кредитные организации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • ломбарды;
  • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторы по приему платежей;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • общества взаимного страхования;
  • негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.

К числу индивидуальных предпринимателей, на которых также распространяются права и обязанности Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ относятся индивидуальные предприниматели:

  • являющиеся страховыми брокерами;
  • осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Также распространяются права и обязанности Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Вышеперечисленные лица, кроме кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, в т.ч. сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов и ломбардов обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов полученных преступным путем и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля. Также обязаны назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Росфинмониторинг рекомендует критерии и признаки необычных сделок включать в программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Эта программа разрабатывается в составе правил внутреннего контроля. Требования к правилам внутреннего контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2020г. №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Критерии и признаки необычных сделок разделены на группы с 11 по 46. Критерии и признаки, входящие с 11 по 22 группу, носят общий характер и применяются в полном объеме. А критерии и признаки, входящие с 31 по 46 группу, связаны с определенной спецификой деятельности.

Список лучших платформ для трейдинга бинарными опционами:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Лучший брокер за этот год! Надежность и честность гарантируется!

  • ФинМакс
    ФинМакс

    3е место за большое количество торговых инструментов!

Код группы включает в себя код критерия/признака, который в дальнейшем используется для представления информации в Росфинмониторинг.

Среди общих критериев необычных сделок значатся:

  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
  • излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности при осуществлении сделки;
  • — пренебрежение клиентом, получения более выгодных условий, при получении услуг;
  • необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;
  • внесение клиентом в ранее согласованную схему сделки, непосредственно перед началом ее реализации, значительных изменений;
  • отсутствие информации о клиенте — юридическом лице, индивидуальном предпринимателе в официальных справочных изданиях, либо невозможность осуществления связи с клиентом по указанным им адресам и телефонам;
  • поручение клиента перечислить полученные по сделке денежные средства на счет клиента, отличный от счета, указанного в договоре, в том числе на счет в банк- нерезидент, либо на свой счет в банке, отличном от банка, из которого первоначально поступили средства для проведения данной сделки, либо на счет третьего лица, не являющегося стороной по сделке;
  • существенное отклонение суммы сделки, относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента.

Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требовании законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Так непредставление в Росфинмониторинг информации о сомнительных операциях влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Обратим внимание, что за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, предусмотрена уголовная ответственность. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными ценностями наказывается штрафом в размере до 120 000 рублей. Штраф может составлять и сумму заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года (ч.1 ст.174 УК РФ).

При крупном размере того же деяния применяется один из следующих видов наказания:

  • штрафом в размере до 200 000 рублей;
  • штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • принудительными работами на срок до двух лет;
  • лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 50 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового (ч.2 ст.174 УК РФ).

На 2020г. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу приказом от 28.02.2020г. №66 утверждена «Программа проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Вестник финансового мониторинга

Здравствуйте, уважаемые читатели Вестника финансового мониторинга!

Хотите быть в курсе всех новостей законодательства в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ/ФРОМУ*? Регулярно читайте наш Вестник — зарегистрированное средство массовой информации, специализирующееся на новостях в сфере финансового мониторинга: статьи, обзоры нового законодательства, правоприменительная практика. Только нужная, полезная и актуальная информация.

Целью публикации информации на нашем сайте является распространение знаний в сфере финансового мониторинга.

Многим известно, что массив «антиотмывочного» законодательства Российской Федерации крайне велик: это и нормы Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и различные Постановления Правительства РФ, и нормативные акты Росфинмониторинга, Банка России и иные документы. Законодательство в сфере ПОД/ФТ не стоит на месте: оно активно развивается и совершенствуется. Регулярно выходят новые нормативные акты в сфере ПОД/ФТ и меняются старые. Также для единообразного применения этого законодательства регулярно выпускаются важные и полезные информационные письма Росфинмониторинга и Банка России, адресованные организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иными имуществом.

На сайте сетевого издания «Вестник финансового мониторинга» Вы найдете:

— все выпуски важнейших новостей в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ и финансового мониторинга;

— обзоры правоприменительной практики по финмониторингу;

— комментарии главного редактора, экспертов по финансовому мониторингу и представителей надзорных органов;

— огромное количество нужной и полезной информации для всех субъектов Федерального закона №115-ФЗ.

Вестник финансового мониторинга — это Ваш проводник в мире сложного, но очень важного для нашего государства законодательства в сфере финансового мониторинга.

* что такое ПОД/ФТ? ПОД/ФТ — это аббревиатура от Противодействие Отмыванию преступных Доходов, Финансированию Терроризма и Финансированию Распространения Оружия Массового Уничтожения

Порог обязательного контроля сделки Росфинмониторингом может быть увеличен

Центробанк продолжает смягчать контроль за банковскими операциями. Во вторник регулятор предложил увеличить минимальную сумму сделок, которые подпадают под контроль Росфинмониторинга. Порог может быть повышен с 600 000 до 1 млн руб., сообщил замдиректора департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Илья Ясинский (его слова приводит «Интерфакс»). Нынешний порог был введен еще 18 лет назад, когда был принят антиотмывочный закон. Идея еще будет обсуждаться с Росфинмониторингом и профессиональным сообществом, рассказал Ясинский.

Сейчас Росфинмониторинг следит за операциями на сумму более 600 000 руб., но не за всеми, а лишь за сделками, соответствующими определенным критериям. Правда, критерии довольно многочисленны. Так, контролируются и операции с наличными (от снятия и зачисления на счет до покупки или продажи иностранной валюты, ценных бумаг), и открытие вкладов на третьих лиц, и переводы денег компанией по поручению клиента.

Но контролировать такие операции сложно, особенно если они нетипичны для бизнеса компании, рассказал Ясинский. Увеличение же порога разгрузит контролеров и участников рынка, уверен он.

Какие нарушения ЦБ нашел в банках в 2020 году

У предложения ЦБ много сторонников. Идею поддерживает Минфин, цитирует «Интерфакс» замминистра финансов Алексея Моисеева. Сейчас порог создает избыточную нагрузку и не соответствует международным уровням FATF (международная организация по борьбе с отмыванием денег. – «Ведомости»), напомнил он. У FATF порог контролируемой сделки выше – 15 000 евро (или 1,1 млн руб.).

Поддерживают идею и банки. Снижение порога – назревшая необходимость, считает директор по комплаенсу «Ак барс банка» Айдар Багавиев, операций, о которых необходимо отчитываться, слишком много и банки несут операционные издержки и риски. А Росфинмониторинг загружен их обработкой, говорит он. С повышением порога нагрузка на банки уменьшится, поддерживает предправления банка «Русский стандарт» Александр Самохвалов. Мера снизит и нагрузку на клиентов – им не придется предоставлять дополнительную информацию и документы, добавляет представитель Альфа-банка.

Но сам Росфинмониторинг против: порог оптимальный, но нужно совершенствовать критерии операций, которые подлежат контролю, говорит представитель службы.

600 000 руб.

начиная с этой суммы Росфинмониторинг контролирует следующие операции:

операции за наличные средства;
операции, в которых одна из сторон из государства, не выполняющего требования FATF;
денежный перевод анонимному владельцу счета;
сдача драгоценностей в ломбард;
переводы компаний по поручению клиента;
обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого;
выплата страховой премии;
операция по договору лизинга;
внесение наличных средств в капитал;
плата за участие в лотерее или тотализаторе

Источник: Закон о противодействии отмыванию преступных доходов

Бизнес привык, что Росфинмониторинг контролирует абсолютно все операции свыше 600 000 руб., но если нарушений или подозрений нет – административная нагрузка на компании невелика, рассказывает член совета «Опоры России» Дмитрий Несветов. Само повышение планки несущественно: сумма слишком маленькая даже для малого и среднего бизнеса, настаивает он. Бизнесу нужны не точечные изменения, а сокращение тотального контроля, уверен он.

Принципиально с повышением порога ничего не изменится, согласен и директор по развитию UFG Wealth Management Андрей Пожитков. У банков выстроена автоматическая система контроля и отправления уведомлений в Росфинмониторинг, банки просто перенастроят критерии. Хотя порог стоит повысить, чтобы разгрузить контрольную службу, – Росфинмониторинг вынужден лишний раз контролировать незначительные операции, за которыми и так следят банки, рассуждает он.

Это не первое предложение ЦБ о смягчении контроля за банковскими операциями. Так, в январе председатель ЦБ Эльвира Набиуллина предложила смягчить требования, по которым клиенты банков попадают в черный список ЦБ. В марте регулятор рекомендовал банкам объяснять клиентам, почему их отключили от дистанционного банковского обслуживания, а также изменил правила формирования черных списков – до банков будут доводиться сведения только о клиентах, совершивших высокорисковые операции.

Представители ВТБ и Сбербанка отказались от комментариев. Их коллеги из Газпромбанка, МКБ, Промсвязьбанка, РСХБ, «Юникредит банка», «Абсолюта», «Тинькофф банка» не ответили на запросы «Ведомостей».

ТОП-3 площадки с бинарными опционами за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Лучший брокер за этот год! Надежность и честность гарантируется!

  • ФинМакс
    ФинМакс

    3е место за большое количество торговых инструментов!

Добавить комментарий