Соотношение влияния в мировой экономике

Народный рейтинг брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Лучший брокер за этот год! Надежность и честность гарантируется!

  • ФинМакс
    ФинМакс

    3е место за большое количество торговых инструментов!

Перспективы изменения соотношения сил в мировой экономике

В будущем экономическим центром мира может стать Восточная : и Юго-Восточная Азия (Китай, Япония, Южная Корея, новые индустриальные страны). Позиции этого региона усиливаются также из-за того, что он становится центром притяжения соседних регионов с потенциально высокими темпами роста — Южной Азии, Северной Америки, Латинской Амери­ки, Австралии и Океании и, возможно, России. Этот огромный макрорегион мира называют Азиатско-Тихоокеанским. Вероят­но, что в первые десятилетия XXI в. события, которые будут про­исходить здесь (а не в Европе и Северной Америке, как в XIX в.), определят ход экономического развития мира.

Вопрос 73. Группировка и сводка материалов статистических наблюдений

Собранный в процессе статистического наблюдения материал нуждается в определенной обработке, сведении разрозненных данных воедино. Научно организованная обработка материалов наблюдения (по заранее разработанной программе), включающая в себя кроме обязательного контроля собранных данных систематизацию, группировку материалов, составление таблиц, получение итогов и производных показателей называется в статистике сводкой.

Сводка представляет собой определенный этап статистического исследования, цель которого – получение на основе сведенных материалов обобщающих статистических показателей, отражающих сущность социально-экономических явлений и определенные статистические закономерности.

Статистическая сводка осуществляется по программе, которая разрабатывается до сбора статистических данных одновременно с составлением плана и программы статистического наблюдения. По технике или способу выполнения сводка может быть ручной (применяется для небольшого массива данных) или механизированной (большие объемы совокупности данных с помощью ЭВМ).

Группировка – это разбиение совокупности данных на группы, однородные по какому-либо признаку или объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам.

Устойчивое разграничение объектов называется классификацией. Классификация – это как бы стандарт, в котором каждая запись может быть отнесена лишь к одной группе или подгруппе. Классификация основывается на самых существенных признаках, которые меняются очень мало (классификация отраслей народного хозяйства, классификация основных фондов). Таким образом, классификация – это узаконенная, общепринятая, нормативная группировка.

Метод группировки основывается на двух категориях – группировочном признаке и интервале.

Группировочный признак – это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы (классификация промышленных предприятий по отраслям).

Интервал очерчивает количественные границы групп. Как правило, он представляет собой промежуток между максимальными и минимальными значениями признака в группе.

Список лучших платформ для трейдинга бинарными опционами:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Лучший брокер за этот год! Надежность и честность гарантируется!

  • ФинМакс
    ФинМакс

    3е место за большое количество торговых инструментов!

Статистические группировки и классификация преследуют цели выделения качественно однородных совокупностей, изучения структуры совокупности, исследования существующих зависимостей. В зависимости от числа положенных в основание группировки признаков различают простые и многомерные группировки.

Простой называется группировка, выполненная по одному признаку. Многомерная группировка производится по двум и более признакам.

По отношению между признаками выделяют:

-иерархические группировки, выполняемые по 2 и более признакам, при этом значения второго признака определяются областью значения первого (классификация отраслей промышленности по подотраслям)

-неиерархические группировки, которые строятся, когда строгой зависимости значений второго признака от первого не существует.

По очередности обработки информации группировки бывают первичные (составление на основе первичных данных) и вторичные, являющиеся результатом перегруппировки ранее уже сгруппированного материала.

В соответствии с временным критерием различают статические группировки, дающие характеристику совокупности на определенный момент времени или за определенный период, и динамические – группировки, показывающие переходы единиц из одних в другие.

При проведении группировки решается ряд задач:

1.Выделение группировочного признака (по полу, возрасту, доходу и т.д.)

2.определение числа групп и величины интервалов

3.При наличии нескольких группировочных признаков описание того, как они комбинируются между собой.

4.Установление показателей, которыми должны характеризоваться группы.

Основной целью типологической группировки является выделение качественно однородных совокупностей и исследование структуры совокупности как таковой. Задача выделения типов из общей совокупности решается просто только в тех случаях, различия очевидны и устойчивы и могут быть описаны одним или несколькими признаками.

Есть два способа формирования типологических групп:

1.способ последовательных разбиений, заключающийся в формировании групп, все объекты которых имеют одинаковые значения классификационных признаков (например, мальчики в возрасте 8 лет)

2.Способ многомерной классификации, когда объекты, образующие группы, могут иметь различные значения классификационных признаков (получил широкое распространение с появлением ЭВМ).

Структурная группировка применяется для изучения строения совокупности, характеристики ее структуры и структурных сдвигов. Наличие и количественное соотношение различных групп представляют собой важную черту совокупности. Анализ структуры совокупности позволяет сделать определенные выводы, важные для практической деятельности. Например, обследование населения по размеру ступни ног дает информацию для планирования производства обуви по размерам и, соответственно, принятия конкретных маркетинговых решений.

Статистические таблицы являются средством наглядного выражения результатов исследования. Значение таблиц определяется тем, что они позволяют изолированные статистически е данные рассматривать совместно, достаточно полно и точно охватывая сложную природу явлений. Любая статистическая таблица представляет собой форму рационального, наглядного изложения статистических данных о явлениях и процессах, изучаемых статистикой.

Практикой выработаны определенные требования к составлению и оформлению таблиц.

1.таблица по возможности должна быть краткой.

2.Каждая таблица должна иметь подробное название.

3.В таблице желательно давать нумерацию граф, что облегчает пользование таблицей.

4.Таблица может сопровождаться примечаниями, в которых указываются источники данных, более подробно раскрывается содержание показателей.

5.При оформлении таблиц обычно применяются условные обозначения.

Использование графиков для изложения статистических показателей позволяет придать им наглядность и выразительность, облегчить их восприятие, а во многих случаях помогает уяснить сущность изучаемого явления, его закономерности и особенности, увидеть тенденции его развития, взаимосвязь характеризующих его показателей. К настоящему времени многие процедуры графического отображения реализованы в системах статистического анализа на ЭВМ.

Графиками в статистике называют условные изображения числовых величин и их соотношений в виде различных геометрических образов (точек, линий, плоских фигур и т.п.).

Статистические графики можно классифицировать по следующим признакам:

1.По содержанию или назначению: графики сравнения в пространстве, графики различных относительных величин, графики размещения на территории, графики взаимосвязанных показателей.

2.По способу построения: диаграммы, картограммы.

3.По характеру графического образа: графики точечные, линейные, плоскостные и объемные.

Например, столбиковая диаграмма используется для сравнения одноименных показателей, характеризующих различные объекты или территории. Значения сравниваемых показателей изображаются в виде прямоугольных столбиков, имеющих одинаковую ширину и расположенных на общей горизонтальной или вертикальной базовой линии. Высота каждого столбика в определенном масштабе соответствует величине изображаемого показателя. Столбики могут располагаться вплотную либо на одинаковом расстоянии друг от друга.

Разновидностью столбиковой диаграммы является полосовая (ленточная) диаграмма, для которой характерны горизонтальная ориентация столбиков и вертикальное расположение базовой линии. Эта диаграмма удобна в тех случаях, когда отдельные объекты сравнения характеризуются противоположными по знаку показателями (например, прирост добычи газа в отдельных странах).

Иногда сравниваемые объекты характеризуются резко разнящимися значениями показателей. В этих случаях используют особые виды плоскостных диаграмм – квадратные или круговые. Их построение основано на том, что величины изображаемых показателей должны быть пропорциональны площадям квадратов или кругов. Круговые и квадратные диаграммы менее наглядны, чем столбиковые и полосовые, что связано с трудностью визуальной оценки соотношения площадей. Поэтому на графике следует проставлять величины изображаемых показателей.

Фигурные диаграммы сравнения предназначены для целей популяризации. Показатели в них вычерчиваются в виде определенного количества стандартных фигур, представляющих собой упрощенные изображения объектов, характерных для соответствующих явлений. Недостатком их следует считать некоторую неточность, связанную с необходимостью округления изображаемых показателей.

Для изображения экономических явлений, протекающих во времени, применяют динамические диаграммы, объектом отображения которых являются процессы. Графическими знаками-символами на таких диаграммах служат точки и последовательно соединяющие их прямые линии, складывающиеся в ломаные криви, конфигурации которых дает представление об изображаемом объекте.

Вопрос 74. Статистика продукции

Результатом производственной деятельности промышленного предприятия является ее продукция. Величина продукции зависит от ряда факторов (техническая оснащенность производства, обеспеченность рабочими кадрами соответствующих профессий и квалификации, кол-во и качество перерабатываемого сырья и материалов). От объемов выпуска продукции зависит величина прибыли, рентабельность и т.д.

В зависимости от степени готовности продукция предприятия подразделяется на:

-готовые изделия –продукты, не требующие никакой дальнейшей обработки на данном предприятии и предназначенные для отпуска на сторону (полностью укомплектованы, точно соответствуют установленным стандартам, снабжены сертификатом, переданы на склад готовых изделий)

-полуфабрикаты промышленного предприятия – то, что закончено производством в одних цехах, но подлежит дальнейшей обработке или сборке в других

-незавершенное производство – те предметы труда, обработка которых начата, но еще не закончена в пределах одного цеха предприятия (например, машина, сборка которой начата, но не закончена в сборочном цехе).

Промышленная продукция учитывается в натуральном (штуках, килограммах, метрах, литрах) и денежном выражении .

Метод валового оборота предполагает учет всего количества изготовленной предприятием продукции, независимо от того, пошла ли часть этой продукции на собственное производственное потребление или полностью за пределы предприятия. Например, металлургический завод наряду с прокатом должен показать в отчете весь выплавленный чугун – как реализованный на сторону, так и потребленный заводом на выплавку стали; всю сталь как реализованную на сторону, так и переработанную на заводе в прокат. Аналогично текстильная фабрика должна показать наряду с выработанными тканями всю выработанную пряжу – как реализованную на сторону, так и потребленную на производстве.

На практике используется система стоимостных показателей, каждый из которых имеет самостоятельное экономическое назначение. К ним относятся валовой оборот, валовая, товарная, отгруженная и реализованная продукция. Эти показатели исчисляются по данным бухгалтерского учета.

Под продукцией сельского хозяйства понимается результат с\х деятельности специализированных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйств населения, а также подсобных, научно-опытных и др. хозяйств, находящихся в составе несельскохозяйственных предприятий. Основным показателем продукции сельского хозяйства является валовой выпуск, который включает: стоимость продукции растениеводства и животноводства, стоимость с\х услуг, оказываемых сельскохозяйственными предприятиями и организациями, обслуживающими отрасль (работы по улучшению земель, агротехнические мероприятия, зоотехническое и ветеринарное обслуживание).

Продукция строительства – это стоимость работ по новому строительству, реконструкции и расширению действующих основных фондов. Система показателей продукции отрасли включает натуральные и стоимостные показатели продукции проектно-изыскательской деятельности и строительного производства. Продукция производственной деятельности строительства имеет различное содержание и принимает различную натуральную форму. При этом она выступает либо в вещественной (предметной) форме, либо в виде производственных услуг (работ). В изыскательской деятельности – это совокупность инженерно-технических данных о топографических, геологических, гидрологических, метеорологических и других условиях района строительства. В проектировании – это разработанные в чертежах и макетах проекты будущих предприятий и технических комплексов основных фондов. В строительстве – это возведенные объекты (здания, сооружения) либо комплексы и укрупненные виды работ.

Учет строительной продукции в натуральном выражении позволяет определить объемы производства важнейших видов строительных работ в регионе и стране в целом, сравнивать их с аналогичными показателями других регионов и стран. Он является основой учета строительной продукции в денежном выражении.

Из-за несовершенства современной системы статистического учета продукции отраслей сферы обращения сумма валового продукта часто занижены. Основным показателем деятельности всех торговых структур является товарооборот – совокупность актов купли-продажи товаров.

Подотраслью торговли является общественное питание, сочетающее три функции: производственную, связанную с процессом приготовления готовой пищи, полуфабрикатов и других видов продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности; реализацию изготовленной продукции и части продукта без дополнительной обработки; организацию потребления готовой пищи и кулинарной продукции.

Продукция предприятий общественного питания – это результат их производственной деятельности. Объем продукции является основным показателем выполнения производственной функции. Он измеряется в условно-натуральных (блюдах), натуральных (штуках) и условных единицах.

Связь является отраслью сферы обращения. Продукция связи – это пересылка и передача сообщений, предназначенных предприятиям и организациям, домашним хозяйствам, а также предоставление в их пользование технических устройств связи. Продукция связи включает услуги почты, телефона, телеграфа, радио и ТВ.

В натуральном выражении продукция связи измеряется объемом обмена – общим числом отправлений определенного вида, принятых предприятиями связи от производственных отраслей, а также количеством единиц устройств связи, сданных в аренду производственным отраслям. Соответствующие стоимостные показатели (валовой выпуск) определяются путем умножения натуральных измерителей на тарифную ставку, установленную для единицы измерения данного вида продукции с учетом и без учета пересылки и протяженности каналов связи.

Вопрос 75. Статистика численности работников и использования рабочего времени

Персонал предприятия (фирмы) – этосовокупность физических лиц, отношения которых с предприятием регулируются договором найма.

Наемные работники, составляющие персонал предприятия, в зависимости от характера выполняемых функций подразделяются на две группы: рабочие и служащие.

К рабочим относятсялица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. В составе рабочих в свою очередь выделяются также две группы: основные и вспомогательные рабочие.

К основным относятся рабочие, непосредственно занятых изготовлением продукции (станочники, операторы автоматических установок и т. п.).

К вспомогательным, относятся рабочие, которые обслуживают трудовые процессы, выполняемые основными рабочими (наладчики оборудования, уборщики, складские рабочие).

Расчет численности рабочих по основным видам деятельностипроизводится с учетом трудоемкости выпускаемой продукции (при сдельной оплате труда) или исходя из трудоемкости повременных работ (при повременной оплате труда).

Расчет потребности во вспомогательном персоналепроизводится на основе трудоемкости вспомогательных работ либо нормативов обслуживания.

Мировая экономика и международные экономические отношения

Мировая экономика сущность, структура, тенденции развития

1. Мировая экономика и этапы ее развития.

1.Мировая экономика – это совокупность взаимозависимых национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений. Прежде чем международные экономические отношения приняли форму современных, и возникло такое явление, как мировая экономика, человечество прошло ряд этапов.

Этапы становления и развития мировой экономики

1) XV-XVII вв. Возникновение мирового хозяйства. Мировое хозяйство – система национальных хозяйств (национально-государственных экономических структур) и транснациональных структур, многоукладное и многомерное экономическое пространство, в рамках которого на основе объективных экономических закономерностей интернационализации хозяйственной жизни осуществляется взаимодействие различных хозяйствующих субъектов. Основными характеристиками данного этапа является зарождение мирового капиталистического рынка (великие географические открытия, появление колонии, революция цен, мануфактурный период).

2) XVII – первая половина XIX в. Развитие мирового хозяйства. На данном этапе общемировая торговля имела точечно-очаговую структуру и характеризовалась резкой асимметрией центра и периферии, т.е. Западной Европы, с одной стороны и других стран и континентов с другой. На базе мануфактурного, а затем, после машинного переворота, и фабричного производства западноевропейские страны доминировали по производству промышленных товаров, и в целом, готовой продукции, в то время как прочие страны, в основном выступали в роли поставщиков аграрно-сырьевых товаров. Таким образом, мировая торговля на данном этапе выступала как инструмент первоначального накопления капитала и перераспределение мирового валового продукта в пользу Запада.

3) Середина XIX- первая половина XX вв. Возникновение мировой (международной) экономики. Формирование системы общемирового разделения труда и на этой основе всемирного хозяйства (электротехническая революция, двигатели внутреннего сгорания, экономический раздел мира, переход к монополистическому капитализму). Возникает трансконтинентальные железнодорожная система и трансокеанский пароходный транспорт. Происходит концентрация капитала, прежде всего в тяжелой промышленности.

4) Вторая половина XX века – по настоящее время.

Современный этап развития мировой экономики. Функционирование системы общемирового разделения труда, усиление взаимозависимости экономик всех стран (научно-техническая и технологическая революция, процессы интернационализации и интеграции). Современный этап мирового развития связан с глобализацией мировой экономики и переходом ключевых позиций в ее развитии к транснациональным корпорациям (ТНК) и транснациональным банкам (ТНБ), а также глобализации рынков.

Соотношение мировой политики и экономики

План

14.1 Диалектика взаимосвязи политики и экономики

14.2 Эволюция роли политики в экономике

14.3 Международный характер политики и экономики

14.4 Социально-ориентированная политика государства в условиях рыночной экономики

Список литературы:

1. Хиллман А.Л. Государство и экономическая политика: возможности и ограничения управления. М, 2009 г.

2. Колосницына М.Г., Киселева В.В. Государственное регулирование инновационной сферы. Учеб. пособие для вузов, 2008 г.

3. Архангельский В.Н., Кушлин В.И., Бударина А.В., Буланов В.С. Государственное регулирование рыночной экономики. 2008 г.

4. Вертакова Ю.В., Харченко Е.В. Государственное регулирование национальной экономики, 2020г.

5. Управление на местном уровне в индустриально развитых странах. Мировой банк, 2020.

Цель – определение сложной взаимосвязи между политикой и экономикой для формирования адекватных представлений о роли государства в современной рыночной экономике.

Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии любого общества. Вместе с увеличивающимися масштабами экономической сферы, усложнением и углублением экономических отношений в обществе возрастает и воздействие политики на экономическую жизнь общества. Особую остроту проблема взаимоотношения политики и экономики приобретает в периоды глубокой ломки общественных отношений, социальной структуры, представлений и ценностей общественного сознания.

Политика — деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами. Предназначение политики не только в том, чтобы быть инструментом реализации тех или иных социально-классовых интересов, но и выполнять функцию регулирования и установления порядка социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства, совместного труда.

Экономика — исторически определенная совокупность общественно-производственных отношений. Определяющим элементом экономики являются отношения собственности на средства производства и зависящие от них положение и отношения людей в процессе производства, их взаимный обмен деятельностью, отношения распределения. Под экономикой подразумевается также совокупность отраслей народного хозяйства.

Отсюда, экономика страны — это единый народно-хозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена. Иначе можно сказать, что экономика, экономическая деятельность есть сфера материального самообеспечения человеком и обществом своего существования, жизни.

Главным институтом политической системы является государство, отличительной чертой которого является суверенность. Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами общества, и, наконец, осуществлять правосудие.

Экономическое развитие конкретной страны измеряется с помощью таких показателей, как валовой доход на душу населения, распределение доходов между различными группами населения, то что выступает в качестве критериев политической зрелости общества.

Люди живут не изолированно, а в сообществе, где они зависят друг от друга, когда занимаются экономической деятельностью. Существует три главных фактора производства: труд, капитал и природные ресурсы.

Положение людей в обществе и их взаимоотношения в значительной степени определяются их отношением к этим различным факторам производства. У тех, кто имеет капитал, иное общественное положение, чем у тех, кто продает свою рабочую силу. Во все времена большая часть политических и экономических дискуссий и анализов была посвящена как раз этому вопросу: как владение и использование средств производства разделяют людей на различные общественные классы.

Взаимосвязь политики и экономики определяется и формируется классовыми и вообще социальными интересами взаимоотношениями людей. Сами политические проблемы, связанные с влиянием на государственную власть разных социальных слоев и групп, политических и общественных организаций и движений, партий, с конкуренцией между ними — все это, в конечном счете, сводится к взаимоотношению экономических интересов.

Понимание экономических взаимосвязей дает возможность изменить условия нашей жизни, добиваться ее улучшения. Наша повседневная жизнь, хотим мы того или нет, наше собственное положение, наша жизненная ситуация, зависят от заработной платы и цен, квартирной платы и налогов, прибылей и инвестиций, безработицы и инфляции. Именно эти явления называются макроэкономикой. Если мы не влияем на эти явления и не понимаем их, то принимать решения всегда будет та или иная небольшая группа так называемых “экспертов”- экономистов. Эти экономисты представляют интересы различных групп, социальных слоев, классов и обычно спорят друг с другом.

Процессы и явления, происходящие в макроэкономике, решения и действия, влияющие на них, имеют прямые политические последствия. Политические деятели и политические движения заинтересованы в том, чтобы дать экономическое объяснение своей политики и оснастить ее “научной” аргументацией.

Экономическая постановка вопроса — как производятся и распределяются материальные блага — затрагивает основы жизненных отношений. И здесь вопросы и ответы на них по-разному оцениваются людьми, классами, социальными группами поскольку затрагиваются их жизненные интересы. Проблема взаимосвязи политики и экономики наиболее полное свое содержание раскрывает в понятии экономическая политика.

Экономическая политика — это система экономических мероприятий государства; совокупность целей, средств, задач, мероприятий по направленному воздействию на развитие экономики. Экономическая политика является решающим средством поддержки политического курса страны.

Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная конкуренция не могла обойтись без государства, которое брало на себя ответственность за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основы рыночной экономики.

Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Чисто рыночное распределение не гарантирует право на стандартное благосостояние, без чего нет демократического общества. Кроме того, рыночный механизм не обеспечивает работой всех, кто может и хочет работать. Стратегические прорывы в науке, технологии, структурные преобразования в экономике не могут быть осуществлены без участия государства, как не могут быть решены без него и региональные проблемы. Негативные последствия рыночного механизма (монополизм, инфляция и др.) также требуют вмешательства государства. Следовательно, рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство.

Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма.

В современном мире экономическая роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. Общие государственные расходы составляют сейчас значительную часть валового внутреннего продукта. Основными статьями расходов являются расходы на оборону, образование и здравоохранение. Помимо участия в распределении национального продукта государство действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта — это так называемый государственный сектор. В более традиционном для нас понимании он представляет собой, прежде всего, совокупность государственных предприятий, продукция которых идет опять же на коллективное государственное потребление. Работники государственного сектора ныне составляют заметную часть занятых. Однако следует иметь в виду, что «разбухание» государственного сектора таит в себе опасность подмены рыночного механизма государственным администрированием, регулированием и ростом бюрократического аппарата. Большой проблемой является и эффективное функционирование государственного сектора, так как здесь возникают тенденции к снижению эффективности, качества и т.п. Это связано, с одной стороны, с меньшим давлением на государственные предприятия рыночных сил, а с другой — с поддержкой их государством.

«Хорошее государство не роскошь, а насущная необходимость для развития», — констатируется в докладе Мирового банка (1997 г.). В 90-х гг. стал очевиден пересмотр значения государства в экономическом развитии. Сегодня более пристальное внимание к роли государства обусловлено драматическими преобразованиями в мировой экономике, коренным образом изменившими среду, в которой действует государство. Теперь оно, реализуя стратегию национального хозяйственного роста, все более должно принимать во внимание и глобальную экономическую систему. Миропорядок стремительно меняется, и власть, не сумев адаптироваться, рискует потерять (или существенно снизить) возможность управлять как социально-экономическими процессами в национальной экономике, так и позициями своей страны в мировом хозяйстве.

Активное формирование глобального частного предпринимательства дает новое содержание понятию экономического роста. Функция поддержания экономического и социального равновесия, изначально присущая государству, заставляет видеть в нем относительно независимую силу, определяющую основные направления развития.

Соотношение «государство — частное предпринимательство» существенно меняется. Оценка участия государства в экономике пережила периоды от преклонения перед его возможностями в начале 50-х гг., после краха колониализма и становления социалистической системы, до отрицания его позитивной роли в хозяйственной динамике в 80-х гг. Характерно, что оба этих крайних варианта связаны с влиянием советского опыта. Большинство развивающихся стран Азии, Среднего Востока и Африки вышли из колониального периода с сильной верой в экономическое развитие при доминировании государства. Государственный контроль по примеру Советского Союза был центральным для этой стратегии. Индустриализация в третьем мире была обусловлена надеждами в короткий срок преодолеть отставание на основе промышленного роста в условиях государства, ставшего экономическим лидером. Эта популярная в 50-70-х гг. политика строилась на принципах, типичных для советской экономики, хотя и не доведенных в большинстве развивающихся стран до полного огосударствления (там все заканчивалось крахом хозяйства и гражданскими войнами). Как правило, набор используемых методов включал планирование (в период после Второй мировой войны в этой группе стран было принято — и, соответственно, не выполнено — свыше 300 планов), существенное расширение государственной собственности, особенно в экономической инфраструктуре и промышленности, регулирование цен, контроль валютного курса и финансовых рынков.

Правда, сохранял позиции частный сектор, привлекались иностранные инвестиции. Развивающиеся страны добились заметных успехов в индустриализации, чему в немалой степени способствовало противостояние двух блоков, их борьба за влияние в третьем мире. Отсюда и межгосударственные программы помощи, активная политика кредитования, подготовки кадров со стороны международных организаций, не говоря о военных поставках. Во всяком случае, биполярный мир давал развивающимся странам определенные экономические преимущества «третьего радующегося».

Либерализация, означавшая по сути повышение роли рыночных механизмов в развитии экономики и сокращение доли собственности государства, во многом стала результатом усилий экономистов чикагской школы. Им повезло: они были услышаны в правительственных структурах, что случается далеко не всегда, а в 80-е гг. их экономические модели были реализованы в развитых индустриальных странах под названиями «рейганомика» (США) и «тэтчеризм» (Великобритания и другие страны Западной Европы). В развивающихся странах их активно проводили МБРР и МВФ. Все это было многократно усилено началом экономических реформ в странах Восточной Европы.

Однако признание рыночных рычагов само по себе не способно улучшить экономику. Одно лишь изменение форм собственности не повышает эффективности производства. Более того, ослабление позиций государства при неразвитом частном предпринимательстве ведет к дезорганизации хозяйства, заметному снижению его управляемости, вялотекущему структурному кризису, инфляции и резкому расслоению общества по доходам. Сокращается поле для социального компромисса и, следовательно, для поддержания экономических реформ.

В переходных экономиках ожесточенные схватки вокруг дележа государственной собственности оттеснили более актуальную проблему — как обеспечить приватизированные предприятия ресурсами, сделать их прибыльными. Трудности управления усугублялись тем, что предшествующие годы бюрократического руководства привели к моральному и физическому старению производственных мощностей, избыточной занятости, особенно административного персонала. Приватизация не смогла покончить с монополизмом, типичным для планового хозяйства. Монополия же частника ничуть не лучше государственной. Отсутствие или крайняя слабость конкуренции стали одной из причин обвального роста цен в постсоциалистических странах.

Политика государства была сосредоточена на изменении формы собственности, а не на создании конкурентной среды, способствующей более равномерному распределению доходов и тем самым созданию социального и политического климата, благоприятного для функционирования экономики рынков.

Слабость конкуренции ограничивает формирование экспортного сектора: здесь, как и до начала реформ, преобладает сырье.

Между тем задача государства состоит в создании соответствующего общественного климата: признании и защите частной собственности, ограничении монополизма. Иными словами, речь идет об укреплении институций, которые образуют социально-экономическое пространство страны.

Нестабильность институций всегда препятствует развитию здорового частного предпринимательства. В то же время надо видеть трудность и длительность создания адекватной рынку среды. Страны Запада создавали ее почти два столетия.

Слабость законодательной среды, ее излишняя подвижность, низкая эффективность порождают недоверие граждан к закону, следствием чего неизбежно становятся его нарушения, начиная от сокрытия доходов и кончая организованной преступностью. Экономические провалы связаны, прежде всего, с институциональным кризисом, который выражается в том, что государство, став главным экономическим агентом, породило чудовищную по масштабам и продажности бюрократию, ставшую самодовлеющей силой, фактически игнорирующей существование остального населения.

Формально «эффективное государство» — почти никем не оспариваемая аксиома. Но, к сожалению, ни одно исследование не дает практических рекомендаций по созданию аппарата, адекватного политике развития. Опыт многих стран показывает, что периоды активного участия государства в предпринимательстве связаны, особенно в развивающихся странах, с резким ростом численности чиновников; причем нехватка бюджетных средств вынуждает правительства держать их на сравнительно невысоких окладах, что ведет к двум взаимосвязанным результатам — качественному ухудшению работы и взяточничеству.

Для государств, стремящихся проводить политику развития и повышения степени свободы экономики, МБРР в конце тысячелетия предлагает некую модель, основанную на двух посылах: соизмерении действий государства с его потенциалом (не пытаться сделать слишком многое, имея ограниченные ресурсы) и улучшении работы государственного аппарата (через сотрудничество всех слоев общества и ограничение проявлений волюнтаризма). Успешного воплощения этой модели, правда, не видно.

Начиная с последней трети ХХ века экономика и политика приобретают отчетливо выраженный международный характер. Отличительной чертой стала существенная активизация международного взаимодействия национальных экономик. Темпы роста международной торговли превосходят мировые темпы внутриэкономического роста. Сегодня очень большая доля мирового валового продукта реализуется на зарубежных рынках. Вовлеченность в международную торговлю превратилась в серьезный и универсальный фактор роста благосостояния мирового сообщества.

В этом же направлении развивался значительно усилившийся процесс интернационализации финансового капитала. Особенно ярко это проявилось в интенсификации потоков международных инвестиций, которые растут быстрее, чем торговля и производство. Это стало результатом существенного изменения инвестиционного климата в мире. Демократизация, политическая стабилизация и экономическая либерализация во многих регионах сделали их более привлекательными для зарубежных инвесторов.

С другой стороны, произошел психологический перелом во многих развивающихся странах, которые осознали, что привлечение иностранного капитала является трамплином для развития, облегчает выход на международные рынки и доступ к новейшим технологиям.

Новые качества мировой экономической системы — стремительное расширение зоны рыночного хозяйства, либерализация национальных экономик и их взаимодействие через посредство торговли и международных инвестиций, космополитизация все большего числа субъектов мировой экономики — транснациональных корпораций, банков, инвестиционных групп — оказывают серьезное влияние на мировую политику, международные отношения. Мировая экономика становится настолько взаимосвязанной и взаимозависимой, что интересы всех ее активных участников требуют сохранения стабильности не только в экономическом, но и военно-политическом плане.

Процесс создания нового мирового экономического сообщества взаимодействует с демократическими преобразованиями социально-политического поля. Кроме того, в последнее время глобализация мировой экономики все больше играет роль стабилизатора мировой политики и сферы безопасности. Особенно это влияние заметно в поведении ряда авторитарных государств и обществ, движущихся от авторитаризма к демократии.

На протяжении последних лет такие международные экономические институты, как «семерка», ВТО, МВФ и Всемирный банк, руководящие органы ЕС, АТЭС, НАФТА, явно сравниваются по влиянию на мировую политику с Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей ООН, региональными политическими организациями, военными союзами, а нередко и превосходят их. Таким образом, экономизация мировой политики и формирование нового качества мировой экономики становятся другим основным параметром формирующейся сегодня системы международных отношений.

Общества, находящиеся на одной ступени развития производительных сил, обмена и потребления, могут иметь разные типы политической системы, отличаться социальной структурой. Например, современная рыночная экономика может сочетаться как с демократическими, так и с авторитарными режимами. Наконец, политика может быть детерминирована и другими факторами: культурными, географическими, особенностями социальной структуры общества и исторического развития.

Вместе с тем, влияние экономических отношений на политику существует, хотя оно и не всегда бывает заметным в повседневной жизни.

Экономический фактор определяет главные параметры социальной стратификации общества: классовую, профессиональную, имущественную, что сказывается на политической жизни. Так, например, уровень политической стабильности зависит от соотношения богатых и бедных в структуре общества, наличия значительного среднего класса.

Политические интересы людей прежде всего детерминированы их экономическими интересами.

Определяющую роль играют отношения собственности и распределения. Это порождает различные политические требования, программы и лозунги. Экономическое интересы «заставляют» бизнес-элиту финансировать избирательные кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений.

Экономическая нестабильность и кризисы порождают кризисы доверия к правительству, являются причинами смены власти, роста протестных форм активности населения и революций.

Внешняя политика государства строится с учетом интересов национальной экономики.

Обратное влияние политики на экономику проявляется в следующем:

• стабильность политической ситуации влияет на стабильность экономической жизни, делает страну привлекательной для инвестиций, политическая нестабильность приводит к бегству капитала за рубеж, к «утечке мозгов»;

• через научно-техническую политику государство влияет на рост производительности труда, воздействует на условия и содержание труда работников;

• влияние государства проявляется в реализации его экономической функции;

• разрабатывая новые концепции экономического развития, государство воплощает их в экономических реформах, тем самым изменяет экономическую среду.

Вопрос о том, насколько политический фактор (в качестве которого в первую очередь выступает государство) может присутствовать в экономике является спорным. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Командование экономикой с помощью директив оборачивается ростом теневой экономики, дефицитом, потерей экономической заинтересованности, что в конечном итоге заканчивается крахом социальной системы. С другой стороны, государство средствами политики должно поддерживать порядок и урегулированность экономических отношений, сдерживать негативные проявления рынка.

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) — это государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов. Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы.

Внешнеэкономическая политика — один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.

Макроэкономическая политика — действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономическая политика подразделяется на: фискальную политику; монетарную политику; политику зарплата — цены и внешнеэкономическую политику.

Основная цель внешнеэкономической политики — обеспечить благосостояние людей, жизнеспособное развитие личности, общества, государства в контексте разнообразности и единства внутренних и внешних условий, которые выдвигают параметры адаптации построения внешнеэкономической политики к изменяющимся закономерностям системы международных отношений.

Внешнеэкономическая политика вырабатывается государствами и их интеграционными союзами и объединениями, и в соответствии с ее целями используют те или иные рычаги контроля за торговлей и воздействия на ее развитие. Хотя под влиянием процессов либерализации и глобализации компетенция государств в регулировании внешне-экономических связей ограничивается, тем не менее в их руках еще сохраняются важные властные функции, способные стимулировать или ограничивать экспорт и импорт как товаров и услуг, так и капиталов, направлять их потоки и менять товарную структуру в соответствии с национальными интересами.

Если конкретизировать эти общие положения применительно к глобальной экономике, то целью политики государств является обеспечение выгодных для страны в целом и ее хозяйственных субъектов условий торговли и кредитования, беспрепятственного выхода на внешние рынки, устранение всякого рода дискриминации, недопущение опасной и, тем более, кабальной зависимости от других стран, равноправное и взаимовыгодное участие в международных организациях и соглашениях. В зависимости от особенностей национальной экономики и территории речь может идти также об обеспечении надежных источников снабжения энергией, сырьем, продовольствием, удобных и дешевых транспортных путей и выходов к морю, о возможностях приобретения новейшей техники и технологий, сдерживании или поощрении трудовой миграции и т.п.

В промышленно развитых странах сложился механизм государственного регулирования внешнеэкономической политики осуществляется с помощью ряда средств, контролирующих и стимулирующих внешнюю торговлю. К ним в первую очередь относятся таможенные пошлины, ограничения ввоза и вывоза определенных товаров путем установления соответствующих количественных или стоимостных лимитов (контингентов), валютные ограничения, меры по регулированию валютного курса и различного рода обязательные правила совершения торговых и других сделок с зарубежными партнерами. Во внешнеэкономической политике идет постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: политика свободной торговли — фритредерство и протекционизм, т.е. политика, ограничивающая объем торговли в целях защиты местных производителей от экспансии иностранных конкурентов. В наши дни фритредерство выступает в новом обличии — либерализации торговли, предполагающие устранение таможенных и всех других препятствий перемещения между странами товаров и капиталов. Это отвечает интересам промышленно развитых государств, обладающих конкурентными преимуществами, а также стран, ориентирующихся на экспортную экспансию как главный источник своего экономического роста. С другой стороны, политика импортозамещающего индустриального развития, проводимая сегодня рядом государств, стремящихся преодолеть экономическое отставание, обычно предполагает протекционистские меры в отношении импорта и поощрительные в отношении экспорта. Например, Аргентина и Австралия проводили индустриализацию, придерживаясь этого курса и ставя преграды на пути ввоза промышленных товаров. Протекционистские ограничения могут существовать в виде импортных пошлин (тарифов) — акцизных налогов на импортируемый товар. Таможенный тариф — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте. Таможенный тариф применяется на национальном уровне. Понятно, что оба названных подхода нередко уживаются друг с другом. Как либерализация, так и протекционизм носят избирательный характер, и можно говорить лишь о преобладании первого или второго. В XX веке, особенно в его второй половине, происходило неуклонное снижение общего уровня таможенного обложения. Начиная с 1947 года, когда основные индустриальные государства Запада подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), тарифные барьеры между ними поэтапно снижались в результате нескольких раундов многосторонних переговоров. Если в 1940 году средний уровень взимаемых пошлин в группе индустриальных государств составлял 40 % от стоимости облагаемого импорта, то к концу века он опустился до 3 %.В странах, где проблемой является не перепроизводство, а дефицит, государство проводит протекционистскую политику «с обратным знаком», когда с помощью тех же пошлин и квот ограничивается не импорт, а экспорт. Политика же свободной торговли будет представлять собой комплекс соглашений (обязательно двусторонних) по смягчению ограничений внешнеэкономической деятельности между договаривающимися странами. К примеру, международные соглашения, регулирующие эту сферу отношений, не разрешают применять количественные ограничения экспорта — импорта, т. е. квотирование и лицензирование.

Государство может не только снизить ограничения в свободной торговле с другими странами, но и помогать местным производителям выйти на внешний рынок. С этой целью могут вводиться экспортные премии — выплаты производителям, поставляющим продукцию на экспорт, или льготное налогообложение для экспортеров. Однако действовать можно здесь только разрешенными методами. Так, например, демпинг — продажа товаров на внешних рынках по цене ниже уровня издержек на производство данного товара — запрещен международными торговыми соглашениями.

Каждая страна решает внешнеэкономические задачи в соответствии с конкретно-историческими условиями своего развития. Например, США, на протяжении нескольких десятков лет занимавшие ведущее положение в мировом хозяйстве, сейчас ведут борьбу за сохранение своих позиций: поощряется ввоз наукоемких товаров производственного назначения; стимулируется приток иностранных капиталов, которые используются главным образом для оплаты технической модернизации экономики. Решающую роль во внешне-экономических связях страны играют транснациональные корпорации, имеющие во всем мире сеть предприятий, объединенных кооперационными связями. Американское правительство в последние годы очень интенсивно поддерживает внешнеэкономическую деятельность малых и средних предприятий.

В Казахстане внешнеэкономическая политика отождествляется с инвестиционной и торговой политикой. Основная цель торговой политики РК — создание благоприятных условий для казахстанских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг, что во внешней торговле невозможно без либерализации валютного законодательства, но при этом необходимо учитывать государственные интересы. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью возможно в целях поддержания равновесия платежного баланса страны и защиты внешнего финансового положения. Валютная политика — составная часть экономической и внешнеэкономической политики государства, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции. Валютная политика страны проводится ее правительством, центральным банком, центральными финансовыми органами.

Таким образом, взаимодействие политики и экономики играет очень важную роль в развитии любого общества. В современном мире экономическая роль государства неуклонно возрастает.

Начиная с последней трети ХХ века экономика и политика приобретают отчетливо выраженный международный характер.

Процесс создания нового мирового экономического сообщества взаимодействует с демократическими преобразованиями социально-политического поля.

Проблема взаимоотношения политики и. экономики — важнейшая проблема жизнедеятельности общества. Она возникла вместе с формированием политической сферы жизни общества. Однако на каждом исторически конкретном этапе развития общества эта проблема встает по-новому, со специфическими особенностями. Особую актуальность она приобретает в периоды замены одних общественных отношений, социальных, политических структур, институтов и соответствующих им взглядов, представлений другими. Так дело обстояло на протяжении всей истории человечества, с достаточной полнотой оно обнаруживается и в условиях современного этапа развития человеческого сообщества.

Индустриально развитые страны Запада, совершившие недавно переход от индустриального к научно-технологическому производству, к высоким технологиям, стоят ныне на пороге очередного глубокого кризиса. В экономический хаос погружены страны Восточной Европы, в которых произошли радикальные перемены, знаменовавшие собой смену государственной власти. В этих странах растет пропасть между нуворишами и трудовыми слоями населения. Трудные времена переживают суверенные государства, возникшие на территории в недавнем прошлом мировой державы — Советского Союза, в которых галопирует инфляция, падает производство продукции промышленности и сельского хозяйства, растут безработица, преступность, нарастает обнищание народа.

Определяясь экономикой, политика в то же время обладает значительной относительной самостоятельностью и оказывай существенное обратное воздействие па экономику. Действие политики на экономику, на экономическое развитие, говоря словами Ф. Энгельса, «может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении — тогда развитие идет быстрее; она может действовать против экономического развития —тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени, или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится в конце концов к одному из предыдущих. Однако, ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материалов в массовом количестве» (Маркс К. Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 37. — С. 417).

Политика, игнорирующая объективные экономические законы, рано или поздно, но неминуемо терпит крах.

Экономика и политика диалектически взаимосвязаны. Разрыв этой взаимосвязи всегда сопровождается негативными последствиями. Это убедительно подтверждается всей историей человеческого общества. История также свидетельствует, как уже отмечалось, что, являясь «вечным», вопрос о взаимоотношении политики и экономики на каждом конкретном этапе развития общества встает по-новому. Особую остроту он, как уже говорилось выше, приобретает в переходные периоды. Такой период переживает в настоящее время наша страна.

Положение в экономической сфере жизнедеятельности нашего общества сейчас непростое. Это результат не только инерции экстенсивной затратной экономики периода господства комадно-административной системы, множества ошибок политического руководства в годы перестройки, но и политики органов власти в последние годы. Положительные результаты не могут принести политические решения, если они принимаются вслед за уже развернувшимися экономическими процессами, не учитывают специфику нашей страны, носят на себе следы бездумного заимствования у стран Запада, основываются, на абстрактном теоретическом конструировании, не имеют прочной основы в реальной действительности. Устранить создавшееся положение сможет только такая политика, которая будет руководствоваться не политической целесообразностью, а экономической эффективностью.

Вопрос о взаимосвязи экономики и политики глубоко проанализирован и в известной работе К. Поппера “Открытое общество и его враги”. Вывод, к которому автор приходит в результате анализа теории Маркса, прямо противоположен концепции последнего. Согласно позиции К. Поппера, политическая власть имеет фундаментальный характер, она может контролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно разработать программу защиты экономически слабых, создать законы, ограничивающие эксплуатацию, застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы и старости и т.д. Другими словами, политическая власть служит ключом к экономической защите, она и присущие ей способы контроля — самое главное в жизни общества. Потребность в активном воздействии политики на экономику возрастает в переломные моменты жизни общества.

ТОП-3 площадки с бинарными опционами за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Лучший брокер за этот год! Надежность и честность гарантируется!

  • ФинМакс
    ФинМакс

    3е место за большое количество торговых инструментов!

Добавить комментарий